Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 29.07.2018 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации». Федеральный закон разработан Минэкономразвития России при содействии Росаккредитации и активном участии бизнес-сообщества, крупнейших объединений бизнеса.
Документом внесены поправки в федеральные законы «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», «О рекламе», а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом упрощаются отдельные административные процедуры для добросовестных аккредитованных лиц, что сократит их издержки (происходит отказ от бумажного аттестата аккредитации; ряд процессов взаимодействия Росаккредитации и аккредитованных лиц переводится в электронный вид, появляется процедура актуализации области аккредитации). Новое регулирование расширяет и уточняет полномочия Росаккредитации, в частности, устанавливается ее право формировать технические комиссии, технические группы для принятия решений об аккредитации заявителя или об отказе в его аккредитации, утверждать правила деловой и профессиональной этики экспертов по аккредитации, принимать руководства по аккредитации, обязательные для соблюдения заявителями и аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.
Вводятся положения, устанавливающие особенности осуществления аккредитации национальным органом по аккредитации в отдельных сферах деятельности. В частности, устанавливается порядок аккредитации субъектов, выполняющих работы по добровольному подтверждению соответствия.
Законом предусмотрены новые инструменты борьбы с недобросовестными аккредитованными лицами, позволяющие удалить с рынка подтверждения соответствия участников, выдающих документы по оценке соответствия без проведения необходимых исследований, деятельность которых существенно снижает рыночную стоимость услуг и приводит к нерентабельности работ с соблюдением всех требований.
Законом развиваются действующие положения в части применения Росаккредитацией риск-ориентированного подхода в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Изменение, вносимое в Федеральный закон «О рекламе», предусматривает, что не допускается реклама работ и услуг по оценке соответствия, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, а также аккредитованными лицами, но без указания уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Ряд положений Федерального закона направлен на поддержку экспорта российской продукции путем сокращения издержек на получение сертификатов и проведение испытаний за рубежом. В частности, будет возможна реализация программ двусторонней аккредитации.
Закон стал очередным важным шагом на пути формирования национальной системы аккредитации, соответствующей международным стандартам в области аккредитации.