Стандартинформ подготовил обзор на ГОСТ Р 58099-2018 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах», который вступил в силу в октябре этого года и вводится впервые.
Стандарт делит классы обслуживания в вагонах пригородных поездов на базовый (без дополнительных услуг), эконом-класс (с набором услуг за доплату) и бизнес-класс (с набором услуг, включенных в стоимость проезда). Санитарно-гигиенические услуги, перевозка ручной клади и животных, а также информационно-справочные услуги включены для всех классов обслуживания.
Вагоны пригородных поездов должны быть оборудованы крючками для верхней одежды и полками для провоза ручной клади в исправном чистом состоянии, без поломок и деформаций. В случае экстренного торможения вещи не должны упасть.
Фактическое количество человек в вагонах эконом-класса с гарантированным предоставлением места и бизнес-класса скорых пригородных поездов должно быть ограничено числом посадочных мест.
В вагонах бизнес-класса присутствует кресло с подголовником и выдвижной опорой для ног, регулятором угла наклона спинки, подлокотниками и текстильным чехлом. Должны быть предусмотрены средства солнцезащиты на окнах салонов: регулируемые по высоте солнцезащитные экраны с фиксацией, тонированные стекла со светопроникновением не менее 75%, либо другие средства солнцезащиты. Рекомендуется оборудовать пассажирское место столиком, розеткой, аудио/видео модулем с разъемами для наушников и индивидуальным освещением. Пассажирам бизнес-классов предоставляются одноразовые наушники в индивидуальной упаковке.
Вся информация для пассажиров должна предоставляться визуальным и аудиальным способами на русском языке, а в местах развитого международного туризма рекомендуется дублировать ее на английском языке. В вагонах должна быть размещена легко читаемая информация о схеме проезда, правила проезда и информация о перевозчике. Динамическая визуальная и аудиальная информация о следующей остановке должна передаваться незамедлительно после отправления от предыдущей остановки и не менее, чем за две минуты перед прибытием на остановку.
На конечной станции должна прозвучать благодарность за выбор поезда и информация о том, куда пассажир может обратиться с замечаниями и предложениями. Поезд подается не менее, чем за десять минут до отправления, но при наличии технико-технологических ограничений возможна подача не менее, чем за пять минут.
Для оказания первой доврачебной помощи у локомотивной бригады должна быть в наличии медицинская аптечка.
Контроль действительных проездных документов производится при посадке и в пути следования. Рекомендовано организовать сопровождение поезда профессиональной охраной.
ГОСТ был утвержден Росстандартом в апреле этого года вместе с другим национальным стандартом, который определяет требования к обслуживанию пассажиров в высокоскоростных поездах.
Справочно. Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «Стандартинформ») является подведомственной организацией Росстандарта. Основные направления деятельности центра – формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов, а также официальное опубликование, издание и распространение документов по стандартизации. Стандартинформ является оператором Федерального информационного фонда стандартов, а также оператором НСС.
(По материалам ФГУП «Стандартинформ»)