В декабре 2022 года Кузбасский ЦСМ снова успешно прошел аккредитацию в области классификации гостиниц. На три года – а именно до 13 декабря 2025 года действителен аттестат аккредитации № АА-055-2022 от 14.12.2022 – продлено право Центра присваивать отелям категории, или иначе «звезды». На примере классификации одного из кемеровских отелей вместе со специалистом по классификации гостиниц Кузбасского ЦСМ Светланой Третьяковой мы рассмотрели особенности присвоения «звезд» отелям.
– Светлана Ивановна, вы недавно провели классификацию спортивно-гостиничного комплекса «Максимум». Что это за процедура, почему сегодня без нее нельзя обойтись?
– В соответствии с ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории запрещается и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о классификации гостиниц, все виды гостиниц классифицируются по системе звезд, в которой предусмотрено шесть категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». Высшая категория – это «пять звезд», низшая – «без звезд».
С 1 января 2022 года классификация стала обязательной для всех гостиниц, вне зависимости от номерного фонда. Причем проходить ее нужно раз в три года. Спортивно-гостиничный комплекс «Максимум» изначально заявлялся на категорию «без звезд», сейчас снова подтвердил ее, хотя с учетом предоставляемых услуг эта гостиница способна подтвердить и более высокую категорию.
– Это допустимо?
– Да. Заявитель подает заявку, в которой указано, на какую категорию претендует гостиница. Если я вижу, что отель может претендовать на более высокую категорию, тогда я предлагаю это отельерам, однако решение остается за ними.
Бывает и наоборот: некоторые гостиницы, вернее, собственники, руководители, понимая, что по каким-то позициям не дотягивают до желаемых «звезд», все равно стремятся их заполучить. Без разочарований тогда не обойтись…
– Каковы этапы классификации?
– В первую очередь, проводится документарная оценка. Далее мы согласовываем дату выездной экспертной оценки гостиницы. С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в положении, одно из самых важных – фотосъемка, необходимая для фиксации факта соответствия либо несоответствия гостиницы одной из категорий, соответствия либо несоответствия номеров гостиницы. При выезде специалист по классификации осуществляет фотосъемку. Положением определены пункты, подлежащие фотосъемке. Мы фотографируем вывеску, службу приема и размещения, лифт, если он есть, предприятие питания, каждую категорию номеров. Далее оформляем протоколы и оформляем акт оценки соответствия гостиницы одной из категорий.
– Можно дать основные характеристики гостиницы «без звезд»? Что в ней должно быть обязательно?
– Гостиница «без звезд» должна быть снабжена системой отопления, обеспечивающей допустимую температуру воздуха в номерах гостиницы. Обязательно должно быть круглосуточное горячее, холодное водоснабжение. Гости должны быть обеспечены питьевой водой. Это может быть вода централизованных систем питьевого водоснабжения (при подтверждении соответствия качества воды требованиям санитарных правил и нормативов), это может быть бутилированная питьевая вода в номере или питьевая вода в кулере в коридоре. Также в номерах обязательно должно быть естественное и искусственное освещение.
Кроме того, положением установлены требования к площади номеров. Например, одноместный номер первой категории в отеле «без звезд» должен иметь площадь (без учета площади санузла, лоджии, балкона) не менее девяти квадратных метров, а двухместный – не менее 12. Допускается уменьшение площади на 5%. Площадь санузла в номере отеля «без звезд» – не менее 1,75 квадратных метров.
Гостям предоставляются обязательные услуги: ежедневная уборка номера, побудка к определенному времени, пользование медицинской аптечкой, вызов скорой помощи и т.д. Перечень услуг может дополняться гостиницей.
Хочу отметить, что в спортивно-гостиничном комплексе «Максимум» много дополнительных услуг: наличие бассейна, ресторана, тренажерного зала, гости могут воспользоваться услугами массажиста и парикмахера.
– Что же должна предоставить пятизвездочная гостиница, чтобы получить твердую пятерку?
– Конечно же, гостиница «пять звезд» должна соответствовать всем требованиям Положения о классификации, набрать необходимое количество баллов. «Пять звезд» – это роскошь, это очень высокий сервис, это множество дополнительных услуг.
– То есть, по сути, номера высшей категории не должны отличаться в гостиницах разной звездности?
– И в гостинице «без звезд», и в отеле «пять звезд» они будут практически одинаковы по комплектации за небольшим исключением. При классификации проводится балльная оценка номеров, и разница в баллах вышеуказанных номеров невелика: в гостинице «без звезд» минимальное количество баллов – 25. В гостиницах «три», «четыре» звезды количество баллов – 25. А в гостиницах «пять» звезд количество баллов – 27. Иногда номера высшей категории не набирают нужного количества баллов, и, соответственно, их приходится переводить в более низкую категорию.
– Случалось ли в вашей практике, что гостиница заявила категорию, например, «три» звезды, а после проверки оказалось, что она не соответствует заявленной категории?
– Да, конечно. В моей практике было много случаев, когда гостиницы не соответствовали заявленной категории. Несоответствия были разные, например, отсутствие аварийного освещения и энергоснабжения, отсутствие предприятий питания, несоответствие площади номеров или санузлов. Также некоторые гостиницы не дотягивали до заявленной категории по баллам. Как вы видите, несоответствия значительные, но есть несоответствия, которые можно исправить, например, установить стационарный генератор, обеспечивающий основное освещение и работу основного оборудования в течение не менее 24 часов. Бывают несоответствия, которые исправить невозможно: несоответствие площади номеров или санузлов, например. В таких случаях совместно с руководителем гостиницы принималось решение либо проводить корректирующие мероприятия (например, установить стационарный генератор), либо присвоить категорию, которой гостиница действительно соответствовала. Однако на процедуру классификации отводится 90 дней. Я даю свои рекомендации, отельеры могут провести корректирующие мероприятия. Но не всегда хватает и 90 дней, все зависит от возможностей конкретного предприятия, а со сроками не поспоришь.
– Центр стандартизации и метрологии единственная в Кузбассе организация, которая занимается классификацией гостиниц?
– Мы не единственные, однако, во-первых, у нас огромный опыт работы: более шести лет именно в классификации гостиниц. Во-вторых, мы независимая и беспристрастная организация, которая не имеет никаких отношений с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, поэтому результат работы не может зависеть от личных отношений или предпочтений. В-третьих, когда предприятие работает с нами, и его сотрудники обращаются к нам за консультацией, я всегда отвечаю на все вопросы в течение срока действия свидетельства о присвоении категории.
– Вправе ли гость потребовать от гостиницы документы, то же свидетельство?
– Гости сейчас грамотные, они могут найти в сети сайт Федерального перечня туристских объектов и посмотреть, есть в нем эта гостиница или нет. Там он увидит, сколько у нее звезд, какие номера, их нумерацию. Копию свидетельства на месте ему выдадут без проблем, однако обычно информация для потребителей есть в общем доступе.
– В свидетельстве о присвоении категории указано наименование организации, которая его выдала?
– Да, оно указано в шапке свидетельства. Если я сама отправляюсь в путешествие и бронирую гостиницу, я обязательно уточняю, кто ее классифицировал. Это на самом деле важно. Я предпочитаю останавливаться в гостиницах, классификацию которой проводили профессионалы.
Фото пресс-службы ФБУ «Кузбасский ЦСМ».
При перепечатке материала или его части ссылка на ФБУ «Кузбасский ЦСМ» обязательна.